Воспитатель Леонова Елена Викторовна Телефон : (8 3022) 36-26-10 Электронная почта : pobeda7elena@mail.ru Образование: среднее специальное ( Читинский педагогический колледж, специальность «Воспитатель дошкольного учреждения» Категория « Соответствие занимаемой должности» Стаж педагогической работы:14 лет 4 мес Общий стаж работы:14 лет 4 мес Курсы повышения квалификации: 1. Участвовала в обучающем семинаре профессора Черника Б.П., главного эксперта международных и всероссийских конкурсов и выставок по теме «Профессиональные конкурсы и выставки по ФГОС», 36 ч, 2019г; 2. Курсы повышения квалификации Центра повышения квалификации государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж» по программе «Оказание первой помощи» , 20 ч, 2020г; 3. Курсы повышения квалификации ООО « Столичный учебный центр» по программе « Развитие детей дошкольного возраста: Организация образовательной деятельности в ДОО с четом ФГОС», 72ч, 2021г. Неоднократно награждена дипломами и грамотами профессиональных интернет-конкурсов и проектов. Активная участница городских детских конкурсов, городского методического объединения " Педагогический поиск"

воскресенье, 20 февраля 2022 г.

Краткосрочный проект «Лук – зеленый друг» Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

 


Краткосрочный проект «Лук – зеленый друг»

 во второй младшей группе

                                                                             Тема проекта«Лук – зеленый друг».

Тип проекта.

По количеству участниковгрупповой.

По продолжительности: средней продолжительности.

Продолжительность проекта: три недели: с 17 января по 4 февраля 2022 год.

Участники проекта: дети 2-ой младшей группы (с 3 до 4 лет, воспитатель, родители.

Линия развития: экологический.

Объект исследования: репчатый лук.

Проектная идея: объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной.

Место проведения:

Оборудование и материалы:

- игровой персонаж – кукла Чиполино; корзинка с луковицами; контейнеры с землей; лейки с водой; грабельки, совочки, влажные салфетки; клеенка на столы; фартуки для детей;

- дощечки, пластилин, стеки, нитки белого цвета, емкость с гречей для имитации грядки, салфетки, картинки с изображением овощей; кукла Маша; письмо от Айболита, образец готовой поделки.

- запись произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы»;

- кисти, баночки с водой, альбомный лист, гуашь, фломастеры, лук, игрушка Чиполино;

- шапочки с изображением лука.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный (17 февраля)

2 этап: практический (1 – 3 неделя)

3 этап: обобщающий этап (1 неделя февраля)

Срок реализации: три недели январь - февраль

Актуальность проекта.

В мире проблема экологии стоит на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества.

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью.

Цель проекта:

формировать основы исследовательской деятельности у детей в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.

Задачи:

1. Формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки).

2. Уточнить представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Познакомить детей с внешними особенностями луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой).

3. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры

4. Закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете.

5. Вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье.

6. Развивать трудовые навыки.




Предполагаемый результат.

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.

Объект исследования – репчатый лук.

Предмет исследования - процесс развития репчатого лука.

Гипотеза: работа с детьми дошкольного возраста над посадкой лука позволит развивать интерес к исследовательской деятельности.

Практическая значимость проекта:

применить выращенный лук в пищу на обед.

План реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

1. Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Цель: Создать условия для реализации проекта «Лук – зеленый друг»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.

2. Приобретение необходимого оборудования: стаканчики, лук репчатый, земля;

3. Изготовление табличек-указателей с картинками растений;

 Изготовление шапочек с изображением лука.

4. Проведение интегрированного занятия по экологии «Посадка лука»

5. Консультация «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Изготовление папки-передвижки на тему«Лук – зеленый друг».

Просвещение родителей по данной теме.

2 этап – основной.

4.Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.

Цель: Углублять и расширять знания об овощных культурах.

5. Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука)

Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

6.Дидактические игры:

1. «Вершки – корешки».

2. Лото «Овощи, фрукты, ягоды».

Цель: Обучить классификации растений по ценности.

7. Труд в уголке природы.

Цель: Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).

8.Опыты«Вкус и луковые слёзы»«Сидит дед во сто шуб одет»«Два брата лучок и чесночок».

Цель: Уточнить представления о луковице; учить находить "донце" с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице.

9. Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию.

Лепка«Сажаем лук», рисование«Лучок – желтый бочок».

Цель: Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом.

10. Беседа о том, как ухаживать за луком, используя календарь наблюдений в группе

Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом.

11. Оформление выставки рисунков, лепки.

Цель: Развитие детского художественного творчества, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

3 – этап заключительный.

12. Употребление в пищу выращенного лука. Празднование удачного завершения работы.

13. Оформление папки-передвижки «Лук – зеленый друг» Просветительская работа с родителями в области экологии, информирование о проделанной работе.

14. Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома.

Пронаблюдать и зарисовать в календаре наблюдений в условиях дома, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

2. Оценка результатов проекта

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько ценен лук. Рассматривая с детьми, выполненные дома работы, сделали вывод, лук прорастает у каждого по-своему, все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в «аквариуме», может расти один и целой семейкой, а также в виде ракеты (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук).

Итоги проекта

Реализация данного проекта научить дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники научились наблюдать за ростом лука, отмечали его роль, как лекарственного сырья.

Расширить кругозор и мыслительной деятельности детей. Сам процесс и результата проекта, чтоб принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

Использованная литература:

Лаптев Ю. П. «Растения от «А» до «Я».

Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».

Смирнов А. «Зачем луку луковица».

Паникоровская Н. «1000 загадок, скороговорок, считалок».

 Опыт-эксперимент

Цель: расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания.

Предварительная работа: рассматривание луковицы, дидактические игры по ознакомлению с овощами, рассказ воспитателя о луке и его свойствах.

Материал: луковицы, стаканы с водой, бумажные салфетки для рук, фартуки, шапочки.

Словарная работа: верхушка, чешуйки, донце, корни, стрелки.

Ход эксперимента:

– Дети у меня что-то есть под салфеткой. А что? Отгадайте загадку:

«Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».

– Посмотрите-ка сколько лука!

А вы помните, почему говорят: «Лук - от семи недуг»?

Да, лук помогает лечить людей. Давайте рассмотрим луковицу.

Какой он? (круглый) 

А какого цвета? (желтого).

Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий?

Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать).

Понюхайте, чем он пахнет?

А почему вы плачете?

Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.

Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его).

Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.

– Мы сегодня будем сажать лук в воду понаблюдаем, что же произойдет. Кто знает, что вырастет из лука? (росток) Длинные зелёные листики. У лука они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук.

В луке содержатся витамины группы С.

Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа (показать проросшую луковицу).

– Какого цвета росток? Росток на верхушке лука.

А еще у лука есть корешки, это много тонких (ниточек).

– А для чего лук нужен? Какая от него польза? (в нем есть витамины, кто ест лук, тот не болеет)

– Рассмотрим дальше нашу луковицу. У нее есть верхушка, чешуйки и донце. Низ луковицы называется донце, отсюда появятся корешки.

Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в воду. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх.

– Давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни растений? (ответы детей)

Да, правильно. Свет, тепло, вода и почва - необходимы для жизни растений.

3. Физминутка.

А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.

Кто у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

Молодцы, ребята.

Но, а мы посадим лук в воду и поставим его в разные места. Один стаканчик на солнышко, а другой в темное место и посмотрим, что же произойдет.

– Теперь выберем самое подходящее место для нашей посадки, светлое и тёплое, и темное.

Куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос? (На подоконник). Правильно, поближе к солнышку и наоборот другие луковицы подальше от солнышка.

Теперь мы каждый день будем наблюдать, как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком? (Показ карточки).

Ребята, у нас есть табличка куда мы будем записывать, а кто желает может сделает свою табличку и свое наблюдение дома. И тоже будет записывать, и зарисовывать, что происходит с нашими луковицами.

– Молодцы, ребята, хорошо мы сегодня потрудились.

Вывод эксперимента: объяснить детям, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья).


 



Конспект интегрированного занятия по экологии «Посадка лука».

                                      МБДОУ «ЦРР- детский сад № 99», г. Чита

Воспитатель Леонова Е. В.

Психолог Наумова В.А.

                  

Цель: создание условий для формирования представлений о выращивании лука.

Образовательные задачи: дать знание о пользе лука, условиях, которые необходимы для его роста (почва, влага, тепло и свет); закреплять знания о луке, особенностях его внешнего строения; учить находить донце с корнями и верхушку. Дать элементарные понятия о природных витаминах.

Развивающие задачи: развивать мышление, память, речь. Формировать трудовые умения и навыки.

Воспитательные задачи: продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни. Воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, аккуратность.

Методические приёмы-сюрпризный момент; художественное слово; беседа; рассказ воспитателя; физ. минутка; показ с объяснением посадки лука; рассматривание луковицы; поощрение; дидактическая игра: «Узнай на вкус»; «Собери картинку»; вопросы к детям; напоминание (плотно прижать землю и полить);

Предварительная работа: уход за комнатными растениями, загадывание загадок про овощи и фрукты, д/игры: «Что где растёт», «Третий лишний», «Чудесный мешочек», лепка и рисование лука.

Словарная работа (активизация): луковица, чешуйки, донце, перо лука, углубление,

Материал: Незнайка; мешочки с луком, стаканчики для посадки лука; земля; лейка с водой; влажные тряпочки, маленькие совочки.

Ход занятия:

Здравствуй, Небо голубое!

Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце золотое!

Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, родная наша Земля!

Дотронутся руками до пола.

Здравствуй, дружная наша семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

В: Ребята вы слышите кто – то плачет, пойду посмотрю.

Посмотрите дети –это Незнайка.

Незнайка, почему ты такой грустный и почему ты плакал?

 — Здравствуйте ребята, мне нужна ваша помощь. Все мои друзья заболели, а я не знаю, что делать? Я был у доктора Пилюлькина, и он мне посоветовал, есть витамины, чтобы не болеть и дал мне лук.

(Незнайка показывает детям пакет луком). Но ведь лук не похож на витамины. Витамины — маленькие, круглые. Здесь я витаминов не вижу. Где же они?

В: Ребята, Незнайка я предлагаю вам сегодня исследовать – лук, и тогда мы с вами узнаем действительно ли в луке есть витамины?

Я вас приглашаю в научно-исследовательский центр.

(на доске висит изображение луковицы)

Дети садятся на стульчики полукругом

Рассказ о луке и его свойствах.

Лук – огородное растение, распространённое во всём мире. Лук очень полезный. Люди ещё давно знали, чтобы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг». В луке содержится много полезных веществ- витаминов. У лука можно кушать, как и саму головку так и его зелень (показать луковицу и перо)

(На подносе лежит лук)

Возьмите все по луковице и скажем все вместе луковица

Давайте рассмотрим луковицу. Какой он? (круглый)

А какого цвета (желтого).

Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий?

Вот сейчас я разрежу луковицу, какой у нее запах (резкий, неприятный).

Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его).

Ребята показывают мимикой лица вкус лука.

Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если мы будем есть лук, то он убьет всех микробов в нашем организме.

В: Ребята отгадайте загадку:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Молодцы, конечно это лук. А почему в загадке говорится о том, что этот дед во сто шуб одет?

Луковица покрыта множеством слоёв тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой. А как вы думаете, почему, когда «раздевают» лук, то человек слёзы проливает? У лука есть защитная реакция, при раздевании он выделяет жгучее вещество, от которого слезятся глаза-это фитонциды, они убивает микробы, которые есть в воздухе.

Раньше люди могли по количеству одежек на луке узнать, какая будет зима- если много шелухи, лук тепло одет- значит будет зима суровая и морозная, а если мало, то теплая.

Рассмотрим дальше нашу луковицу. У нее есть верхушка и донце. Низ луковицы называется донце, отсюда появятся тонкие нити белого цвета -корешки. (прикрепляю корешки к луковице)

Покажите мне на ваших луковицах – донце. Молодцы.

Из верхушки появиться зеленый росток. (прикрепляю зеленый росток)

Покажите мне на ваших луковицах – верхушку.

Длинные зелёные листики. У лука они называются пёрышки. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук. В луке, содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.

Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю. Земля нужна луковице для питания (прикрепляю землю).

Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в землю. Закапывать полностью луковицу нельзя, только наполовину! Чтобы лук вырос ему нужна вода и свет и тепло (прикрепить капли воды и солнышко)

Ну вот ребята мы и узнали «Есть ли в луке витамины?»

А сейчас мы поиграем,

Хороводная игра.

- Вот идет в огород - развеселый народ,

Надо лучок посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу)

-Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем

Дружно все копаем, лучок мы сажаем (копают землю лопатой

- Не успели посадить, надо нам лучок полить (поливают)

В руки лейку взяли, лучок поливали (поливают)

-Солнышко припекай, наш лучок согревай

(дети поднимают руки вверх и качаются)

-Лучок вырастет большой,

(показывают на лучок, поднимают руки снизу-вверх)

Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику.

В: Молодцы ребята, а теперь идем в «Экспериментальную лабораторию» выращивать витамины. И ты Незнайка идем с нами. В лаборатории ребята проводят разные опыты, проводят разные эксперименты. Вот и мы с вами идем проводить наш эксперимент: «Как правильно посадить лук, чтобы в нем было больше витамин, важных и полезных для здоровья.

Мы веселые ребята

Непоседы-малыши

Любим бегать и играть,

Но сейчас мы всем покажем

Как умеем мы сажать.

Фартуки мы одеваем

И лучок мы все сажаем.

(Одеваем фартуки, шапки и Незнайке тоже)

Дети становятся вокруг столов

Воспитатель: Но перед тем, как мы начнем работать нам необходимо вспомнить правила безопасности:

1. Не брать лук и землю в рот.

2. Не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.

В: Ребята, сегодня я вам покажу, как можно сажать луковицу в землю

Сначала мы берем землю, перемешиваем ее, чтобы она была однородной, мягкой, без комочков, насыпаем ее в стаканчик. После этого делаем углубление, берем луковицу, держим за верхушку и донцем сажаем в землю плотно прижимая ее. Присыпаем на половину, чтобы верхушечка была видна.

Чтобы она росла, что надо сделать?

Надо луковицу нашу полить только не слишком много и поставить на свет. Только тогда она будет расти и сверху появятся зелёные росточки- перья лука.

Теперь я предлагаю каждому из вас посадить свою луковицу. (следить как дети сажают лук и как его поливают,

(Затем вытирают руки об влажную тряпочку и садятся на место). (Когда все дети справятся с заданием,

В: ребята я принесла вам разные украшения. Давайте украсим его.

Теперь Ева знает где растет ее лучок.

Физминутка.

В-ль: а теперь, ребята, давайте с вами поиграем. Рита у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы).

Есть у нас огород, там зеленый лук растет.

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши. Молодцы, ребята.

В: ребята! А оказывается лук можно сажать не только в землю, но и вводу

Опыт с тряпичной луковицей

Чиполино: «Молодцы! Вы все хорошо справились с посадкой лука.»

В: вот возьми Чиполино это для твоих друзей, чтобы они были всегда здоровы. (даю зеленым лук.)

Незнайка: Спасибо! ребята что помогли мне во всем разобраться. Теперь мои друзья никогда не будут болеть. До свидания!

Воспитатель: Давайте поставим лук на подоконник и будем наблюдать, где лук растет быстрее в воде или в земле? Давайте поставим в стаканы с луком палочки и когда лук будет такой же высоты, как палочка, можно срезать его к обеду.

Давайте ребята подведем итог (все вместе)

Наш домашний доктор лук.

Исцелит любой недуг.

Вместе взрослые и дети.

Ешьте лук и не болейте!

Мы ребята, малыши,

любим мы трудиться

Посадили вместе лук,

будем им гордиться.

Посадили лук веселый,

чтобы вырос он огромный.

Ведь наш лук хорош везде,

и в лекарстве, и в еде.

Очень горький, но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг,

потому что это-лук!

Итог деятельности.

Что мы рассматривали? (Луковицу)

Какой формы луковица? (Круглая,)

Какая она: твердая или мягкая? (Твердая)

Какой лук на вкус? (Горький)

Как правильно сажать лук? (Донцем вниз)

Какие условия необходимы для роста зелени? (Вода, свет и тепло)













Дидактическая игра

Разрезные картинки «Лук»

Актуальность игры: дети младшего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи. Для многих детей очень сложно понять, что овощи очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.

Чтобы помочь детям усвоить пользу от лука познакомить их со свойствами, строение, была изготовлена игра.

Формирование положительных эмоций в утренние часы.

Игра поможет ребёнку научиться различать овощи, познакомит с их назначением.

Дидактические задачи:

Обучающие:

- научить ребенка составлять целое из нескольких частей

- закреплять представления детей о характерных признаках лука и его пользе для человека;

- способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций;

- поощрять умение детей делиться полученными впечатлениями со сверстниками и взрослыми;

- вызывать желание помочь товарищу в процессе игры;

Развивающие:

-развивать словарный запас, развивать устную речь, память, мышление, внимание;

- закрепить активный словарь детей по теме «Овощи» -Лук (название, обозначение их формы и цвета);

- учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; описывать предметы;

-развивать моторику пальцев рук через действие с другими предметами;

знакомить с понятиями «часть» и «целое»;

-развивать восприятие и внимание, воспитывать любовь к природе.

-формировать представление об особенностях внешнего вида, о том, где он растет;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе в составлении целой картинки из мелких частей (соединять вместе)

-побуждать детей к проявлению положительных эмоций от результата своего творчества.

Оборудованиеигра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера, состоит из разрезных карточек и целой карты (образец).

Правила игры:

Организационные. Играют 2 человека;

Дисциплинирующие. Каждый игрок выполняет задание самостоятельно. Выигрывает тот, кто соберет правильно 1 карту из маленьких частей.

Оборудование. Разрезные картинки из 4-х частей,1 целая карта (образец)

Игровая задача: правильно собрать из отдельных частей целую картинку.

Правила игры:

Организационные. Играют 2 человека;

Дисциплинирующие. Каждый игрок выполняет задание самостоятельно. Выигрывает тот, кто правильно составит целую картинку.

Игровые действия: детям предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.

Руководство:

Вариант 1«Назови и расскажи».

Воспитатель выкладывает перед ребёнком большую карту «Лук».

Ребёнок должен назвать что это — овощ. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, где растет, для чего он нужен. (готовить салат, суп)

Вариант 2«Собери».

Воспитатель выкладывает перед ребёнком карты «Лук», (на одной карте лук круглый, на другой овальный (по цвету)

рядом на столе произвольно лежат разрезные картинки. Воспитатель просит ребёнка выбрать часть картинки и подобрать к своей большой карте

Положить свою картинку, соответствующую карте.

Варианты заданий:

— усложнить задание, сложи целую картинку, не опираясь на образец: собирание картинки по памяти

Примечаниеигра может быть индивидуальной.

Прогнозируемый результат: дети будут объединяться для совместной игры, получат эмоциональный настрой в утренние часы.

Научатся различать овощи – лук по внешнему виду.

 

 

 

 

Дидактическая игра: «Вершки и корешки»

Цель — закрепление представления о том, что у культурных растений есть надземные и подземные части, которые могут быть съедобными и несъедобными.

Задачи:

расширение знаний о культурной растительности — овощах и корнеплодах;

получение навыка составления объекта из частей;

формирование умения подбирать пары по внешним признакам;

воспитание усидчивости, настойчивости, умения работать в коллективе, соблюдать правила.

Вариант 1

Для игры необходимо подготовить реалистичные изображения знакомых дошкольникам овощей и корнеплодов. Картинки для продления эксплуатации следует наклеить на картон, ламинировать прозрачной клейкой лентой. Их нужно разрезать пополам, чтобы подземные части растений оказались на одной половине карточки, надземные — на другой.

Педагог раскладывает перед воспитанниками картинки. Дети их внимательно рассматривают, называют овощи, которые видят перед собой.

Задача воспитателя — объяснить дошкольникам, что у каждого огородного растения есть надземная часть, называемая «вершком», и подземная — это «корешок».

Игровая задача — соединить половинки карточек так, чтобы получилось целое изображение растения.

Когда воспитанники научатся ловко складывать овощи, игру можно сделать соревновательной.

Побеждает тот, кто первым отыщет «вершки» для своих «корешков».

Вариант 2

Перед началом игры педагог зачитывает воспитанникам сказку «Мужик и медведь». Дети обсуждают сюжет, рассуждают, как мужику удалось обмануть медведя, который не знал, что у репы вкусная подземная часть, но листья неприятные на вкус, а у пшеницы, наоборот, зерна полезные, а корни не пригодны в пищу.

Далее педагог демонстрирует слайды с изображением огородных культур, наглядно показывает, какие части называются «вершками», а какие «корешками». Важно, чтобы дошкольники поняли, что у разных растений эти части бывают как съедобными, так и несъедобными. Для этого воспитатель, демонстрируя каждый очередной слайд, спрашивает, как дети считают, какая часть этого растения съедобная.

На слайде должны быть представлены следующие культуры:

томат;

морковка; огурец; перец; тыква; картофель; свекла; капуста; репчатый лук; кабачок; чеснок; редис; петрушка; баклажан; репа.

При рассмотрении слайда с луком дети должны догадаться, что у этого растения съедобны обе части: подземная — луковица, надземная — перья.

Чтобы закрепить полученные представления, можно сыграть в подвижную игру. Педагог называет растение, а воспитанники поднимают руки над головой, если у этой культуры съедобны надземные побеги, или присаживаются на корточки, если в пищу пригодны корневые части.

Также можно для закрепления знаний предложить детям распределить картинки по двум корзинам: в одну — растения с вкусными корешками, в другую — со съедобными вершками.


Вариант 3

Перед началом игры педагог рассказывает воспитанникам об осеннем сборе урожая, о том, как фермеры распределяют растения: овощи в один мешок, корнеплоды в другой. Для игры нужны изображения огородных культур, разделенные пополам. Игроки разделяются на две группы: первые становятся «вершками», вторые — «корешками». Первые разбирают со стола изображения надземных частей растений, вторые — подземных.

Педагог дает сигнал, дети разбегаются в разные стороны. При повторном сигнале игроки должны отыскать свою пару. Бегать могут все игроки, либо только одна группа. А игроки второй группы при этом должны стоять в ряд, дожидаясь, когда найдется их пара. Затем игроки меняются картинками, игра продолжается. В конце каждого этапа педагог проверяет, правильно ли подобрались пары.

 

Дидактическая игра: «Какого овоща не стало?»

Цель: Упражнять детей в названии овощей.

Дидактический материал: овощи муляжи.

Методика проведения: На столик выставляется четыре или пять муляжей овощей. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает овощ. Дети открывают глаза и вспоминают, какого овоща не стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество овощей на столе.

 

Дидактическая игра: «Угадай, что в руке?»

Цель: Упражнять детей в названии фруктов.

Дидактический материал: Муляжи фруктов.

Методика проведения: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

 

Тема: «Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Цель: Углублять знания об овощах.

Дидактический материал: Картинки с изображением овощей.

Методика проведения: 

Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

 

 






 

Дидактическая игра: «Распредели плоды по цвету»

Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.

Дидактический материал: Игровой персонаж Вини-Пух, муляжи овощей и фруктов.

Методика проведения:

 

Вариант 1 «Распредели плоды по цвету».  Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

 

Вариант 2 «Распредели плоды по форме и вкусу» 

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

 

ИГРА: «Пластилиновые заплатки»

Пластилиновые заплатки – это игры на развитие у детей мелкой моторики, координации и знакомства с цветом.

Выкладывание мозаики из пластилина развивает у детей мелкую моторику рук, формирует творческое мышление, развивает усидчивость. Ребенок учится концентрироваться на одном деле. Это интересное и полезное занятие любят все дети. Лепка – это отличный способ развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук, развивает пространственное мышление, воображение, координацию пальчиков. Работа с пластилином способствует подготовке рук ребенка к письму.

Всегда было известно, что чем больше ребенок "работает" руками, тем скорее появляется речь.

Для игры распечатываем шаблоны, ламинируем или обклеиваем скотчем для повторного использования. Таким образом, карточки станут многоразовыми. Учим детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатываем небольшие шарики, кладем и прижимаем на листе, «заклеиваем» кружочки на картинке. Картинки можно усложнять.

Эти карточки можно использовать и для рисования пальчиками, а также можно заполнить пустые места большими разноцветными пуговицами или просто кружочками из цветного картона.

Пустые кружочки можно закрасить фломастерами, красками, а еще можно из ваты скатать шарик, обмакнуть его в гуашь или краску и делать цветные отпечатки.

Картинки – шаблоны можно использовать для занятия аппликацией с детьми.

В нашем творческом процессе дети заклеивали кружочки пластилиновыми шариками, которые прижимали к листу бумаги с изображением овощей, подбирая по цветовой гамме рисунка.




Конспект занятия по рисованию

«Лук растим-быть здоровыми хотим»

Цель: Закреплять умение детей рисовать круг, закрашивать его сверху вниз; рисовать прямые, вертикальные и горизонтальные линии.

Развивать моторику рук; чувство цвета.

Дать детям знания о пользе лука.

Воспитывать желание быть здоровыми.

Материал: карандаши, альбомные листы, рисунок с изображением лука.

Предварительная работа:

-Беседа о полезных продуктах; о нашем здоровье.

-Чтение стихов и загадок о луке;

-Дидактические игры: "Мы сажаем огород", "Соберем урожай", "Собери картинку", "В саду и огороде", "Угадай на вкус".

-Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением лука.

-Сюжетно-ролевые игры: "Поварята", "Что у нас на обед?", "Накрываем на стол".

-Посадка лука в огород на подоконнике.

Словарная работа: закрепить название овоща: лук, перья; цвета: желтый, зеленый, черный.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает

(ответы детей)

Давайте с вами понаблюдаем за луком, который мы посадили на нашем подоконнике.

(Дети рассматривают лук)

Беседа:

Какой формы лук?

Какого он цвета?

Какого цвета перышки у лука?

На что они похожи?

Во что мы посадили лук?

Какого цвета земля?

ля чего нам нужен лук?

Физ-минутка:

«Вырастай, лучок, на грядке»

Посадили лук на грядке

(дети сели на корточки)

Солнышко светило, дождик поливал

(дети сидят на корточках)

Лук от солнышка и воды начал расти

(дети потихоньку поднимают руки)

Лук вырос

(Дети подняли руки вверх)

Рисование лука в воздухе:

Поднимаем правую руку вверх и рисуем сначала землю: прямая горизонтальная линия, затем лук: круг, потом перья: вертикальные линии.

Показ приемов рисования воспитателем:

Сначала рисую землю. Беру черный карандаш и рисую черную горизонтальную линию внизу листа слева направо. Затем беру желтый карандаш и рисую круг, закрашиваю его прямыми линиями сверху вниз, не выходя за контуры круга. Затем беру зеленый карандаш и рисую перья от круга снизу-вверх. Получился лук.

Работа детей

Дети рисуют лук самостоятельно.

Подведение итогов.

Выставка детских работ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько полезного и красивого лука мы вырастили. Молодцы! Мы обязательно его покажем мамам и папам и расскажем о его пользе.


 




Сажаем лук дома с родителями.






Итог проекта:

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.

Родители приняли активное участие в проекте «Лук – зеленый друг».

Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».

Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. 

Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.

Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой

В процессе работы над проектом дети усвоили новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

конкурс

  ФЕДОРОВА ЕСЕНИЯ Участник конкурса видеоролика , который сняла и смонтировала мама Мальвина Андреевна. Игра из подручных материалов.